ср, 22 апр. | Музей "П.И.Чайковский и Москва"

Ольга Кудрякова

Ф. Шопен 12 этюдов, соч. 10 М. Равель Хореографическая поэма "Вальс" исполняет лауреат международных конкурсов Ольга Кудрякова (фортепиано)
Регистрация закрыта
Ольга Кудрякова

Время и место

22 апр. 2020 г., 20:30
Музей "П.И.Чайковский и Москва", Кудринская пл., 46/54, Москва, Россия, 121069

О программе

Фридерик Шопен (1810-1849)

12 этюдов опус 10. 

 

Почти все, кто учился в музыкальной школе, с тоской вспоминают процесс работы над инструктивными этюдами - упражнениями для развития беглости и ловкости пальцев начинающих пианистов. Сколько долгих часов потрачено на это, иногда безрезультатно?! Но если мастерство все же достигает совершенства - еще один шаг и рождается искусство, Мастер становится Художником. Именно это произошло с жанром этюда в начале 19 века.

В 30-х годах 19 века, в Париже гремела слава двух великих композиторов-романтиков, потрясающих виртуозов-пианистов, Фридерика Шопена и Ференца Листа. Оба композитора напишут этюды, декларируя каждый свою систему координат фортепианного мастерства, и определят пути развития фортепианного искусства целой эпохи - эпохи романтизма. Шопен и Лист переосмысливают жанр этюда, как развернутой виртуозной романтической пьесы, наполненной живыми эмоциями, сохраняя при этом задачу развития определенных технических навыков. 

Несмотря на колоссальный масштаб обоих личностей, им не удалось избежать публичного соперничества и некоторой комичности ситуации. Так, Фридерик Шопен посвятил свои этюды Ференцу Листу, публично признав его Гением, а Лист оставил этот жест без ответа.

Слово этюд никого не должно смущать слушателя. Шопен - великий композитор, и его творения музыкальны, поэтичны, наполнены тонким психологизмом. Слово этюд здесь скорее обозначает, что без высочайшей пианистической техники эти произведения не зазвучат, что исполнение нужно не только слышать, но и видеть, что нужно не только наслаждаться услышанным, но и удивляться увиденным.

 

 

Морис Равель (1875 – 1937)

Вальс. Хореографическая поэма для оркестра. 

Авторское переложение для фортепиано.

«В просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал, заполненный танцующими. Сцена освещается все сильнее. Блеск люстр заливает зал. Перед нами императорский двор в 1855 году» - такой эпиграф к партитуре дал автор. 

Этому Вальсу ровно 100 лет! Он написан в 20 году прошлого века.

Морис Равель,автор этого сочинения, предполагал хореографическую постановку " Вальса" С. Дягилевым.

Но тот нашел музыку недостаточно балетной. Как отозвался Ф.Пуленк, присутствующий на исполнении фортепианного эскиза сочинения: "Это шедевр, но это не балет! Это портрет балета, изображение балета..."

"Вальс" имел успех у публики! Его мрачная роскошь, естественно, стала ассоциироваться с ощущением послевоенной жизни Европы, надолго утратившей благополучие и покой.

Но Равель на этот счет отмалчивался. Хотя война оказала колоссальное влияние на творческий путь композитора, среди его высказываний не найти прямых намеков на исторический контекст. 

Вот одно из них:

«Я задумал этот Вальс, как апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря.»

 

Для меня, как для исполнителя - "Вальс" - напоминание о единстве мрака и света до их эпического разделения. 

Меня цепляет ощущение жадности и расточительности чувств, бешеной энергии и спокойствия постоянного движения. Шумный праздник захватывает лавиной эмоций, но не унимает тревогу, вовлекая в стихию движения, погружает в водоворот бушующего ритма, но не позволяет забыться.

 

О. Кудрякова

Регистрация закрыта

Поделиться